Аннотация к рабочей программе по русскому языку 5-9 класс для обучающихся с умственной отсталостью.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в основной школе (5-9 классы) для обучающихся с умственной отсталостью. Данная программа составлена в соответствии с
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
–Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
– Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 8.04.2015;
– Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, (приказ Минобрнауки № 345 от 28.12.2018 года с изменениями);
а также с учетом Основной образовательной программой основного общего образования) МОУ «Кокуйская СОШ №2».
Программу реализует УМК для 5-9 классов:
- Э.В.Якубовская, Н.Г. Галунчикова, Русский язык. 5 кл. учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2018
- Э.В.Якубовская, Н.Г. Галунчикова, Русский язык. 6 кл.: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М.: Просвещение, 2018.
- Э.В.Якубовская. Н.Г. Галунчикова Русский язык. 7 кл.: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/- М.: Просвещение, 2018.
- Э.В.Якубовская. Н.Г. Галунчикова Русский язык. 8 кл.: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ - М.: Просвещение, 2019.
- Э.В.Якубовская, Н.Г. Галунчикова Русский язык. 9 кл.: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М.: Просвещение, 2019.
Предмет «Русский язык» является обязательным базовым общеобразовательным учебным предметом, на его изучение предусмотрено в 5 классе – 2 часа, в 6 классе – 3 часа, в 7классе – 2 часа, в 8 классе -1,5 часа, в 9 классе – 2 часа.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Исходя из целей преподавания русского зыка, определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:
1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
2. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
3. Повысить уровень общего развития учащихся.
4. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
5. Развивать нравственные качества школьников.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
- Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
- Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
В результате изучения русского языка в школе ученик должен
знать:
- смысл понятий речь устная и письменная; текст, его функционально-смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- нормы речевого этикета;
уметь
- объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.